Александр Афродисийский

Александр Афродисийский
\
Александр Афродисийский и его ноэтика
\
    О жизни Александра Афродисийского мы знаем совсем немного, например, что в Афинах у него была кафедра философии в 198-211 гг. н.э. при Септимии Севере. До нас дошли его работы-комментарии к "Аналитикам", "Топике" и др. Александр известен своей интерпретацией интеллекта, и его идеи оказали заметное влияние на средневековую, а также ренессансную мысль.
    Александр выделяет три вида человеческого интеллекта: 1) материальный, или физический, интеллект, т.е. чистую возможность, потенцию познания; 2) интеллект приобретенный, который, реализуя свою потенцию, совершенствует мыслительную свою оболочку, отделяя форму от материи; 3) действующий, или продуктивный, интеллект.
    Так Александр отходит от Стагирита, понимавшего интеллект как то, что объединяет людей, - как первоначало, как Вечный Двигатель, как, наконец, мышление о мышлении.
    Возникает вопрос, как действующий интеллект, т.е. Бог, совмещается с материальным интеллектом, становясь приобретенным, собственным. У Александра есть два ответа на этот вопрос.
    1) Как высшее интеллигибельное начало продуктивный интеллект есть условие нашей абстрагирующей способности, поскольку он есть интеллигибельность всего прочего мира, которая дает форму всем вещам. Очевидно, что здесь Александр придает аристотелевскому тезису платоновский смысл.
    2) Продуктивный интеллект обуславливает нашу абстрагирующую способность и как высший Интеллект. И в этом состоит прямое действие продуктивного интеллекта на интеллект материальный, постулированное Александром как необходимый момент. Аристотелевский "интеллект, который приходит извне", по Александру, становится интеллигибельным отпечатком в момент, когда, размышляя, мы отделяем формы и познаем их как разумные и усматриваем в них деятельность творца.
    Непосредственное участие и контакт нашего интеллекта с божественным не может не быть ни прямым, ни интуитивным. В выражениях, почти медиоплатонических, Александр говорит об "уподоблении нашего ума божественному".
    Он видит нашу душу смертной, во всяком случае, смертен потенциальный интеллект. Однако "интеллект, что приходит издалека", бессмертен; подобной точки зрения мы не находим ни до, ни после него. Когда интуитивно мы схватываем божественное, наш ум, уподобляясь ему, становится в определенном смысле бессмертным. Нечто вроде идеи личного бессмертия встречаем мы здесь.
    Ясно, что чтобы удовлетворить новым мистическим запросам, необходима была серьезная трансформация аристотелизма, соединение его с платонизмом.

Западная философия от истоков до наших дней. - "Петрополис".. . 1994.

Игры ⚽ Поможем написать реферат

Полезное


Смотреть что такое "Александр Афродисийский" в других словарях:

  • АЛЕКСАНДР АФРОДИСИЙСКИЙ — (кон. 2 нач. 3 в. н.э.) др. греч. философ, влиятельный комментатор Аристотеля, глава перипатетической школы в Афинах ок. 198 209. Был первым в ряду антич. комментаторов, чьи тексты сохранились, и последним, кто толковал Аристотеля «с помощью… …   Философская энциклопедия

  • АЛЕКСАНДР АФРОДИСИЙСКИЙ —     АЛЕКСАНДР АФРОДИСИЙСКИЙ (Ἀλέξανδρος ὁ Ἀφροδισιεύς) (кон. 2 нач. 3 в. н. э.), комментатор Аристотеля, глава Перипатетической школы в Афинах ок. 198 209. А. первый в ряду античных комментаторов, наследие которого сохранилось в достаточно… …   Античная философия

  • АЛЕКСАНДР АФРОДИСИЙСКИЙ — древнегреческий философ перипатетической школы (кон. 2 нач. 3 вв.). Комментатор Аристотеля, оказал влияние на падуанскую школу П. Помпонацци и др …   Большой Энциклопедический словарь

  • Александр Афродисийский — (Александр Афродизийский, Александр из Карии; конец II начало III века н. э.)  философ перипатетик, комментатор Аристотеля. Ученик Аристотеля из Митилены и Созигена, Александр жил в Афинах при римских императорах Септимии Севере и… …   Википедия

  • Александр Афродисийский — древнегреческий философ перипатетической школы (конец II  начало III вв.). Комментатор Аристотеля, оказал влияние на падуанскую школу, П. Помпонацци и др. * * * АЛЕКСАНДР Афродисийский АЛЕКСАНДР Афродисийский (Alexandros ho Afrodisieus), античный …   Энциклопедический словарь

  • Александр Афродисийский — АЛЕКСÁНДР АФРОДИСИ́ЙСКИЙ (кон. 2 – нач. 3 вв.), др. греч. философ, глава перипатетической школы в Афинах, влиятельнейший комментатор Аристотеля …   Биографический словарь

  • АЛЕКСАНДР ИЗ ДАМАСКА —     АЛЕКСАНДР ИЗ ДАМАСКА (Ἀλέξανδρος ὁ Δαμασκηνός) (ок. 110/115 178/9 н. э.), глава перипатетической кафедры философии в Афинах, учрежденной в 176 имп. Марком Аврелием. Единственным источником сведений о нем являются сочинения врача и философа… …   Античная философия

  • Александр —         (лат. Alexander защитник мужей).         1. А., или Парис, сын Приама, похитил Елену.         2. Молосские цари в Эпире.         3. Македонские цари. Наиболее знаменит из них Александр III, названный Македонским (род. в 356 до н. э. в… …   Словарь античности

  • АДРАСТ АФРОДИСИЙСКИЙ —     АДРАСТ АФРОДИСИЙСКИЙ (Ἄδραστος ὁ Ἀφροδισιεύς) (2 в. н. э.), представитель позднего периода Перипатетической школы. Порфирий в «Жизни Плотина» упоминает А. в числе комментаторов, которых читал в Риме со своими учениками Плотин (V. Plot. 14,… …   Античная философия

  • ПЕРИПАТЕТИЧЕСКАЯ ШКОЛА —         Пеpипат(ос), или Ликей (по названию гимнасия, расположенного около храма Аполлона Ликейского, за вост. окраиной Афин), филос. школа Аристотеля. Термин «перипатетик» происходит от слова «(крытая) галерея», служившая лекционным залом (ср.… …   Философская энциклопедия


Поделиться ссылкой на выделенное

Прямая ссылка:
Нажмите правой клавишей мыши и выберите «Копировать ссылку»